Как сделать верёвочку на пироге

Как сделать верёвочку на пироге
Как сделать верёвочку на пироге
Как сделать верёвочку на пироге
Как сделать верёвочку на пироге
Emblem-important.pngВнимание!
В этой статье или комментариях к ней сейчас происходят массовые беспорядки. Двое или несколько пользователей posmotre.li выясняют отношения, и текст может очень быстро меняться. Администрацию сердечно просим пронаблюдать и вмешаться в случае нарушения правил. Склифосовский.pngВкратце
Существо, слегка отличающееся от человека, вызывает отвращение. « Этакая, надо полагать, мерзость! Словно и не человек вовсе… » — А. Бушков Наглядно-схематично

(link)

Extra Credits о зловещей долине

Зловещая долина (Uncanny Valley) — явление, хорошо известное мультипликаторам, разработчикам компьютерных игр и режиссёрам фильмов ужасов. Заключается оно вот в чём: и человек, и человекоподобное существо симпатичны. Но нечто промежуточное — «почти человек» — воспринимается как отвратительное и пугающее.

Почему она так называется? А потому, что это «долина» или «впадина» на графике привлекательности картинки с человечком. По мере того, как человечек становится менее стилизованным и более правдоподобным, его привлекательность растёт до определённого момента: как раз перед тем, как человечек достигнет фотореалистичности, он становится отталкивающим. То есть, линия на графике даёт «впадину», или «долину», перед тем, как подняться до максимума.

Поэтому…

  • Пререндеренные ролики в компьютерных играх 1990-х годов выглядят противно.
  • А для роликов на движке «зловещую долину» перешагнули где-то в середине 2000-х годов.
  • Урод с дёргаными движениями — неплохое пугало в фильмах ужасов.
  • Мультгерои серьёзно отличаются пропорциями от человека.
  • Созданные непрофессионалами 3D-мультфильмы наподобие «Лисы и барана» ничего, кроме жалости, не вызывают.

Термин придумал в 1970 году знаменитый японский робототехник Масахиро Мори.

N.B.

У людей с некоторыми нестандартными конструкциями мозга, например, аутизмом или синдромом Аспергера, «детектор зомби» не работает, и они не воспринимают эффекта зловещей долины. Поэтому они смотрят и не понимают, что же такое всем не нравится.

Содержание

Почему это происходит?[править]

Дело в том, что до «долины» — слева по графику — человеческая психика не воспринимает образ… кого бы то ни было как человека. Или что оно там должно быть по задумке автора. Возьмём, к примеру, современные 3D-мультики типа «Суперсемейки». Непропорциональные тела (у отца — огромное тело на достаточно маленьких ножках, у матери явно больше нужного таз и бёдра, а если бы старшая дочь в реальности была такой худой, её бы ветром не то что сдуло — пополам бы сломало), нереалистичные лица — полностью открытые глаза с явно просматриваемой радужкой и зрачком (в реальности так бывает, только если человек сильно удивлён или напуган), маленький нос в виде острого треугольника, или наоборот, шарообразный. Это своеобразная визуальная метафора на человека: огромные глаза нужны для лучшей передачи эмоций (если бы реальный человек так кривлялся, его бы посчитали не вполне адекватным), огромный торс и руки показывают силу, при которой скорость не нужна, потому ноги и маленькие, и так далее. Это всё настолько явно непохоже на нас, что мозг просто не считает это человеком. Но в том-то и дело, что существу не обязательно быть человеком, чтобы казаться милым. Щенята милые? Милые. Котики милые? Да. Морские свинки или хомячки? Естественно. Попугайчики? Запросто. Вот так же и тут.

С другого конца, после долины — мозг воспринимает образ как человека, и образ этому соответствует. Движения естественны, нет каких-то явных нестыковок, как в верхнем примере (да и неявных тоже почти нет). Это уже не метафора, это — «прямой текст». То, что мы видим, мозг проецирует на реальность, и не находит чего-то вопиющего. И если что-то фотореалистичное по ту сторону «долины» выглядит страшным — это потому, что оно столь же страшно, как и тот настоящий прообраз, который оно воплощает. К примеру, крокодил страшный? А паук? Для большинства людей — вполне. Так почему не может быть страшным инопланетянин или монстр на экране?

А в самóй «зловещей долине» происходит микс, выгодный для создания «монстров» и невыгодный для персонажей, которым, предположительно, нужно сопереживать. Мозг уже воспринимает это как человека, животное, что-нибудь ещё реальное. Но при этом видит в нём такие явные несоответствия ожидаемому, что объект вызывает только негативные эмоции. К примеру, посмотрите на современных японских андроидов (большинство которых делают в виде девушек). Пока они неподвижны, они похожи на восковые фигуры, эдакие чучела, и в принципе, выглядят вполне себе удобоваримо. Но когда их запускают… мама-мия! У них нет и половины тех механизмов, которые были бы аналогичны лицевым мышцам человека — проявление рефлексов и эмоций получается не просто нереалистичным, но откровенно неполноценным. Технологии пока не настолько продвинуты в серийном производстве, чтобы заставить механику двигаться плавно — движения становятся слишком противоестественными. И это при том, что в неподвижным виде объект выглядит в точности как живой человек. В итоге «няшки» в движении выглядят так, будто у них затянувшийся припадок. Или приступ бешенства с дикими галюнами. Ровный голос с выраженными, но не гипертрофированными эмоциями, какой и должен быть у человека, ещё больше подчеркивает дисбаланс. Вот потому-то для обычного зеваки они выглядят как минимум жалко. А вообще — или страшно, или мерзко, или всё сразу. Да, с точки зрения робототехники — это огромный прогресс. Улыбка хотя бы отдалённо уже напоминает улыбку, а при задумчивости глаза смотрят наверх, и между бровями появляются небольшие морщинки — для роботов, которые ещё недавно были сплошь из стали и пластика и даже такой мелочи не могли, это круто. Но для человека это фу-гадость-фу-бяка.

Поэтому же, кстати, упорно не взлетает трёхмерное аниме — при попытках прямолинейно натянуть традиционную «большеглазую» эстетику на 3D-модели мы попадаем точно в середину злосчастной долины. А если придумывать другую, то получившийся продукт (см., например, CG-фильмы по Resident Evil) уже и аниме как-то неловко называть[1].

Собственно, из-за того, что существует «зловещая долина», ещё и жива мультипликация и, в том числе, игры наподобие «Dust: An Elysian Tail». Посмотрите на график. Да, технологии уже позволяют создать то, что будет выглядеть фотореалистично. Но область справа от графика очень мала. Один неверный шаг — и ты промазал. И это при том, что в реализацию технологий нужно вбухать непомерное количество денег. Художники, знакомые с 3D — платить, права на использование — платить, нужная мощность компьютеров — платить. И это не считая «стандартных» расходов — сценарий, актёры и т. д. Создавать True-3D всё ещё долго, затратно и рискованно. А вот мультипликация при современных компьютерах становится предельно простой — не нужно каждый кадр перерисовывать заново. Copy, paste, edit. А с технологиями типа Flash и того проще: создал модельку и двигай сколько влезет, как в виртуальном кукольном театре. Так что, если у художников руки не грабли, и они умеют выдавать дешёвую графику за оригинальную стилистику, а у сценаристов мозги не атрофировались — продукту гарантирован успех.

По ту сторону долины[править]

Модное течение в глянцевых журналах «зафотошопить, потом ещё немного подфотошопить, а потом ещё добить парой контрольных фильтров во все части тела» может привести к сваливанию в долину. Когда смотрим на милашку Dawn в демке от nVidia, то она уже «прям как живая», даже кожа на лице жирноватая. И последняя версия Ruby от AMD/ATI тоже очень прилично выглядит, телом, конечно, киборг, но лицо реалистичное. Но, заметим, мы-то знаем, что они неживые, и это неплохо помогает им выкарабкиваться ввысь к правому краю графика. А когда смотрим на некую модель в журнале, которая изначально всё же живая, то внезапно обнаруживается, что от живого в ней меньше, чем в вышеупомянутых Dawn и Ruby, кожа не просто идеальна, а выглажена до потери объёма, как следствие, черты лица сложнее идентифицируются, как и линии тела. И это ещё только в статике, а теперь представим, что изображённое на… нет, фотографией это уже не назвать, в общем, что изображённое зашевелится. От представленного повеяло ужастиком? Так что если для компьютерной графики избегание долины — вопрос больших ресурсов и мастерства, то для редактирования фото — вопрос чувства меры. Кстати, то же самое касается и разного рода косметических средств.

Удачные примеры[править]

Персонаж должен быть страшным не потому, что «техника не дошла», и не потому, что «сделали на коленке», а потому что его намеренно сделали страшным!

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Хроники странного королевства». Мэтресса Морриган прекрасна и в человеческом облике, и (по мнению некоторых оригиналов) в демоническом. Но когда она теряет контроль над трансформацией, её облик становится слегка демоническим — что пугает даже этих самых оригиналов…
  • «Космоолухи» Ольги Громыко. В самом начале Станислав вопрошает, зачем киборгов сделали похожими на людей: сочетание человеческой внешности с пустыми глазами наводит на него жуть. Субверсия, однако, потому что, как становится ясно впоследствии, немногочисленные осознавшие себя киборги могут быть вполне приятными ребятами.
  • Кир Булычёв, «Подземелье ведьм». Ведьмы разговаривают, двигая одними лишь губами. Но оно и понятно: роботы же
  • Владислав Крапивин, «Голубятня на желтой поляне» — живые манекены, они же Те, Которые Велят. В зависимости от статуса и количества мыслящих единиц могут очень походить на человека (а могут и не походить), но что-то неестественное в них все равно ощущается. У Магистра даже борода была как настоящая, но Яр и ребята все равно его не перепутали с человеком. А о более низкоранговых манекенах и говорить не приходится: у них даже лица не двигаются. Еще и изъясняются канцеляритом.
  • Применительно к обезьянам вопрос раскрыл задолго до изобретения термина в «Zoo, или Письмах не о любви» Шкловский: «Скучает обезьян (он мужчина) целый день. В три ему дают есть. Он ест с тарелки. Иногда после этого он занимается скучным обезьяньим делом. Обидно и стыдно это. К нему относишься как к человеку, а он бесстыден».
  • «Сивир. Жрица голубого огня» Илоны Волынской и Кирилла Кащеева. У богини земли то девечьи глаза на старушечьем лице, то старушечьи на молодом. Результат — все увидевшие её вопят от ужаса (и ладно человек, но у ведьмы нижнего мира была точно такая же реакция). А казалось бы, чего такого…

На других языках[править]

  • Книга Герберта Уэллса про «доброго» доктора Моро и его человекозверомутантов. Послужило прототипом «кадавров» из «Калифа-аиста», см. Мультфильмы.
    • Есть и экранизации.
  • «ПЛиО»:
    • Мелисандра. Если кратко: «Но она не была красивой. Красной она была — красной и страшной».
    • Лансель Ланнистер после ранения — почётный житель зловещей долины. Высокий, измождённый, бледный и седой человек с жуткими мешками под глазами, в котором страшным образом перемешались черты семидесятилетнего старика и молодого красавчика. Бррр…
    • Иные, они же Белые ходоки, выглядят в соответствии со зловещей долиной.
      • В сериале Иные слишком нечеловечны (за исключением, разве что, Короля ночи), а вот Дети Леса — типовой пример!
    • Рамси Болтон: близко посаженные глаза, мясистые губы, маленький рот, длинные чёрные волосы, бледная кожа и ледяные бесцветные глаза. А уж беря во внимание патологическую жестокость его и отца — коварного бесчувственного любителя пиявок, можно подумать, что дом Болтонов полностью состоит из чудовищ не из нашего мира, и только их странные глаза выдают их бесчеловечную сущность. Впрочем, герб их (освежеванный человек) тоже доверия не внушает.
  • Ещё один литературный пример — Стирпайк из «Горменгаста». Невозможно понять, что не так в его внешности. Каждая часть тела выглядит хорошо, но общий облик оказывается каким-то неуловимо неправильным.
  • Ординарец Юрген в книгах о комиссаре Каине по вселенной Warhammer 40 000. Он пария, человек с отрицательным количеством души, поэтому несмотря на вроде бы нормальную внешность в нём прослеживается что-то неуловимо гадкое.
  • У Айзека Азимова Даниил Оливо, в общем-то, уже с той стороны. Спейсеры, правда, сразу понимают что перед ними робот, но вроде проблем нету. Улыба вот только страшноватая. Конструктор заявляет, что он из этой долины выбирался примерно сотню лет, и образцов на помойку отправил немало.
  • Рейстлин Маджере, персонаж «Саги о Копье» — во все поля. На изначально приятную внешность наложились сначала неприятный пристальный взгляд и слегка нечеловеческая мимика, а уж после неудачной магической инициации от молодого человека шарахаются на улице не хуже, чем от нежити.
  • Чудовище Франкенштейна же: «Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны и я подобрал для него красивые черты. Красивые — Боже великий! Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были чёрные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел своё творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте.» (с)
  • Неправильный Ребёнок из «Соляриса». Бравому космолётчику, побывавшему во всех кругах ада, страшно даже вспоминать его мимику… собственно, это последнее, что он чётко помнит. Дальше «всё как в тумане» — от обилия увиденного топлива ночного кошмара герой поймал синий экран смерти.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • Советско-польский фильм «Дознание пилота Пиркса». В некоторых моментах, когда показано, что некоторые астронавты роботы. Особенно это касается Кальдера, когда ему оторвало кисти рук. Да и рассказ Новака о том, как он осваивал медицину тоже в чем-то пугающ — он повредил руку скальпелем, но кровь не пошла, а медсестра увидела в порезе провода и металлические элементы. Пару раз это подсвечивается представителями робототехнических корпораций и на месте же утверждается, что это предрассудки.
    • Аналогично кадры сборки роботов и показ их неестественно бледных рук.
    • Также парочка терминаторов (один в древнем грузовике, второй просто следивший), пытавшихся убить Пиркса, обладали пугающими неестественными (почти пластмассовыми) лицами.
  • Советский фильм «Волшебный халат» (1964 г.) Музейный экспонат (из начала 21-го века), представляющий собой аниматронный манекен (до полноценного робота не дотягивающий), в костюме и с лицом средневекового хана. С поправкой на год выхода фильма и целевую аудиторию экспонат смотрится жутковато. Кстати, настоящий хан успел попортить нервы главным героям.
  • Панночка из «Вия» (СССР 1967 г.)
  • «Тень, или Может быть, все обойдется» (СССР, 1991 г., по пьесе Е. Шварца). Во внешности и поведении Тени чувствуется нечто пугающее и нечеловеческое — все-таки Константин Райкин играет. Кстати, в исполнении Даля Тень выглядит не так пугающе и более деловито.
    • Кому как. Автору данной правки версия Даля кажется более пугающей. Райкин в роли Тени играет демона; Даль играет пустое место.
  • «Напарник» (2017) — главный герой, новорождённый ребёнок, разговаривающий хриплым басом Сергея Гармаша, с весьма своеобразной мимикой (из за компьютерной графики) смотрится и впрямь оочень жутко.

Зарубежные фильмы[править]

Ужасы[править]
  • Знаменитые маньяки Голливуда, множество их. В принципе, за примерами далеко ходить не надо: Фредди Крюгер, Кожаное лицо, Джейсон Вурхиз (особенно когда он без маски))и т. д. и т. п.
  • «Нечто» — классический пример. Сравните оригинал 1982 года и приквел 2011. Пугают и вообще атмосферу передают они примерно одинаково, хотя компьютерные спецэффекты есть только в приквеле. В оригинале вовсю задействованы куклы и механизмы: классические симптомы с «дёрганьем» особо заметны в сцене превращения заражённой собаки. Естественно, в сравнении видны и другие особенности такого подхода — инопланетяне 82-го заметно менее подвижны, чем они же 11-го.
  • «Кладбище домашних животных», первое и второе (по книге Стивена Кинга и по мотивам вселенной соответственно). Все оживлённые проклятием люди. Да и животные, если на них такое распространяется (ну не милые они котики и собачки теперь!). Но педаль в пол давит не имевшая дел с индейским кладбищем тётя, которой боялась в детстве Рэйчел. Та была «просто» больна и полубезумна, но гримёры постарались на славу, ох, на славу…
  • «Звонок» и подобные ему образцы — эффект достигается изображением перекошенных лиц.
    • В обоих версиях «Звонка» движения Садако/Самары были сняты задом наперёд, чтобы выглядеть неправильными.
  • «Сияние» 1997 года — женщина в ванне. Достигается то ли пустыми глазами, то ли грязно-зелёной кожей, то ли неподражаемой мимикой и гримом актрисы, но факт есть факт. А в культовом неканоне от Кубрика она — толстая старуха, что скорее смешит.
  • «Мама» — педаль в асфальт, бодрит почище скримера.
  • «V/H/S» — девушка-монстр из первой главы, покаравшая незадачливых ловеласов.
  • «Пила» — в некотором роде, внешность куклы на велике, т. к. тело у неё человеческое (по размеру детское или карлика).
    • Да и сам Крамер, бледный и белобрысый(частично обьясняется тем что болен раком)с тускловатыми глазами, как у покойника, выглядит жутковато и неприятно
  • В фильмах Дэвида Линча лица из зловещей долины встречаются эпизодически, но от этого их появления только жутче. Бомж за кафешкой из «Малхолланд Драйв»[2], Таинственный человек из «Шоссе в никуда».
Научная фантастика[править]
  • «Звездные войны». Император в первом появлении до ремастеринга, т. е. в исполнении актрисы Элен Бейкер и озвучке актера Клайва Рэвилла. В некоторых источниках встречается, что при создании образа были «врисованы» обезьяньи глаза. Т. е. Император в исполнении Иана Макдермида смотрится даже симпатичнее. Можно сравнить https://www.youtube.com/watch?v=FmWjPoqEhzg с 3.48.
    • В реальной жизни (см. ниже) люди не слишком хорошо воспринимают резиновую перчатку поверх искусственной руки? Люк Скайуокер с удовольствием ходил со своим биопротезом, полностью неотличимым от живой руки, пока не словил шальной выстрел в этот самый протез на барже Джаббы Хатта. Здоровая человеческая кожа и оголённые железо-пластиковые элементы под ней — это реально жутковато.
  • Терминаторы в исполнении Шварценеггера при попытке улыбнуться выдают гипертрофированную натянутую «лыбу» одними губами, при этом верхняя часть лица остаётся каменно-серьёзной. Получается одновременно глупо и, как в последнем фильме подметил Кайл, жутко. Впрочем, Т-800 из второго фильма в конце научился улыбаться по-настоящему…
    • А по легенде, именно это и служило причиной создания всё новых и новых моделей терминаторов. Смертоносные боевые машины у Скайнета были с самого начала войны (многие вещи, которые он с успехом использовал, были созданы задолго до него самого людьми). А вот над преодолением ЗД искусственный интеллект бился с тех пор, как в первый раз попробовал замаскировать ремонтника-охранника Т-300, и того мгновенно раскусили.
    • Страшнее улыбки терминатора — только улыбка его черепа. Робот без своей «оболочки» в конце первой части — вообще оживший ночной кошмар. Мало того, что монстр пугает сам по себе (как ему и положено по должности), так он ещё и двигается неестественными рывками, и напоминает не столько машину, сколько железный человеческий скелет. В конце концов, в этой вселенной «Железный Арни» — вовсе не метафора.
    • Также Камерон Филлипс — киборг с внешностью девушки-подростка из сериала «Терминатор: Хроники Сары Коннор». Ее также можно отнести и к жутким детишкам.
  • Индийский «Робот». Несмотря на то, что робот Читти первую половину фильма непонятый герой, он время от времени в комплектации «человек» пугает окружающих. Обычно разворотом головы на 180 градусов. Когда он становится индийским терминатором, то эффект зловещей долины начинает использоваться чаще. Правда с некоторой скидкой на условности жанра.
  • «Западный мир»/«Мир Дикого Запада» (англ. Westworld, 1973). Главный злодей робот-стрелок выглядит жутко. Остальные андроиды более-менее неотличимы от людей. По крайней мере, в собранном и включенном режиме. Разобранные андроиды выглядят жутковато.
  • «Люди в чёрном», часть третья. Борис Животное, на самом деле инопланетный инсектоид, носит как костюм разлагающееся выеденное изнутри тело человека, и в таком виде воистину омерзителен.
  • «Small soldiers» («Солдатики»). Полностью реалистичные Десантники и комично-страховидные Монстры не пугают. А вот «подрихтованные» куклы Барби…
  • «Водный мир» — подсветка. Когда Диакону пытаются вставить искусственный глаз вместо выбитого Мутантом, он смотрит на себя в зеркало. Результат откровенно нелепый и жуткий. Капитан Курильщиков открыто негодует и выбирается из Долины, предпочтя лихую повязку.
  • «Я люблю Марию» (Tie jia wu di Ma Li A, Гонконг 1988). Собственно роботесса Мария, являющаяся робокопией бандитки (и бой-бабы) с таким же именем. Последняя тоже не подарок. Поначалу роботесса должна была производить впечатление суровой вражеской тети. После «порки»-перепрошивки она начала как бы начала отходить от своей пугающей сущности. А в финале фильма (точнее во время титров) вся ее неестественность постепенно перешла в комичность.
  • «Бездна» Джеймса Кэмерона — некоторые сцены с безумным морпехом Хирамом Кофи были сняты «наоборот» — актер делал все действия в обратном порядке, после чего пленку прокрутили от конца к началу. Целью было вызвать у зрителя ощущение какой-то неуловимой неправильности.
  • Диснеевская «Земля будущего» 2015 г. — андроиды (за редким исключением), несмотря на вполне человекоподобный вид, выглядят мягко скажем,.. жутковато.
  • «Нирвана» — «говорящая голова» с графического интерфейса на автомобильной заправке. Создатели фильма специально хотели сделать анимацию дешевой и отвратительной: они взяли текстуру лица человека, натянули ее на примитивную модель и анимировали с помощью графических средств 90-х годов. Получилось мерзко и пугающе, как раз под стать киберпанковскому стилю фильма.
  • Киноэкранизация Gunnm под названием «Алита: Боевой Ангел» — авторы фильма всего лишь хотели подчеркнуть, что она киборг и сделали ей огромные анимешные глаза, но, многие кто смотрел трейлер замечают, что девушка с живым человеческим лицом и с нечеловечески огромными глазами попала в пугающую зловещую долину.
  • «Бегущий по лезвию 2049» — глава мегакорпорации Wallace всего лишь слеп, но эти белёсые неподвижные глаза вкупе с манерой проповедовать, а не говорить, и общий облик слепого безумца — религиозного фанатика не оставляют сомнений: от этого человека не стоит ждать ничего хорошего.
  • Трилогия «Матрица» — агенты. Особенно Смит. А в третьей части, когда Смитов стало много, то использование манекенов и участие дублеров в масках Смита, только усилило эффект нечеловеческой сущности агента. Два близнеца — подручных Меровинга тоже смотрятся пугающе. А вот Пифия и Архитектор, являясь программами, выглядят как обычные люди, и если и пугают, то знаниями и заумью.
  • «Трон: Наследие» — лицо Клу имеет явные признаки «омоложенного» Флинна, где присутствие сабжа лишь подчёркивает его бесчеловечность. К сожалению, тот же эффект наблюдается во флэшбэках с самим Флинном, хотя сделать «Чувака» бесчеловечным — это ещё надо постараться.
Другое[править]
  • Джокер из фильма «Темный Рыцарь» в исполнении Хита Леджера (именно его и никого другого), с его улыбкой Глазго, с его безумным и жутким взглядом, на скорую руку наложенным гримом и непередаваемой манерой двигаться выглядит откровенно крипово.
  • «Страсти Христовы» — Дьявол выглядит как лысая девушка с механическими движениями и неестественным мужским голосом.
  • «Кто подставил Кролика Роджера»: судья Рок. Бледная кожа, неестественно белые зубы, странная мимика… и он не мигает. Потому, что это неопознанный мультяшка в резиновой маске.
    • В комиксе по мультфильму является немецким мультяшным герр доктором.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата», эпизод «Железный человек»: помещённый в тело андроида Джек О’Нилл в ужасе режет свою руку… и в ещё большем ужасе смотрит на её механическую начинку. В конце серии уже живой полковник настоятельно советует своему двойнику-андроиду заделать дырку в искусственной коже на щеке — ну не сочетается искрящая электроника с живым на вид телом!
    • В случае рейфов эффект зловещей долины достигается совершенно нечеловеческой текстурой кожи, пластикой и мимикой. Выглядит реально пугающе.
  • «Star Trek». У андроида Дейты Сунга белая с неестественным золотым отливом кожа, желтые глаза и не всегда естественные для человека движения. Персонаж глубоко положительный и сыгран все же живым человеком, неспособным воссоздать движения современных андроидов (да во времена создания сериала таких еще не было), но образ все равно вышел… чуждым.
    • Но страшней всего Дейта выглядит с куском живой человеческой кожей, имплантированной королевой боргов на место «родной».
    • К внешности полувулканца мистера Спока тоже надо привыкнуть, хотя тут фитилек сильно прикручен.
    • Следует заметить, что «старший брат» Дейты — Лор — был создан с полным комплектом человеческих эмоций. К сожалению, колонисты тут же потребовали, чтобы Сунг демонтировал Лора. Тогда он и создал менее человечного Дейту, который пришёлся более по душе колонистам.
  • «Lexx» — жутковато выглядит и ведёт себя голова робота 790: череп у неё синтетический, а глаза и рот — человеческие, показываются маленькими экранами.
  • Американский сериал 1980-х «Люди-ящеры» (правильнее «V» или «Знак Победы»). Сцены, где пришельцы в человеческих обличьях обедают выглядят устрашающе. Т. к. пришельцы ящеры, то и питаются, заглатывая жертву целиком. Также время от времени они показывают и сдвоенный змеиный язык. Тоже жутковато.
  • «Humans». Си́нты (серийно производимые андроиды) в первоначальной задумке своих создателей — лишь исполнители физического и несложного интеллектуального труда, бытовые и подсобные рабочие, сиделки, продавцы, ассистенты, источник развлечений всевозможного толка, в общем — универсальный удовлетворитель хотелок, но не более того. Они наделены полноценной имитацией человеческой мускулатуры, внешнего вида, кожного покрова и всех наружных органов, то есть в статичном виде полностью неотличимы от живых людей. Но в динамике их поведение не пытается полноценно подражать человеческому, и чисто визуально производит впечатление всё тех же «глупых жестянок», почти не причиняя людям ощутимого психологического дискомфорта. Правда, это только в виде исходной функциональности… Существуют прототипы, наделённые едва ли не полной симуляцией человеческой психики. От них-то и бегут мурашки по коже. Вот она мило и оживлённо разговаривает со своим человеком-хозяином, проявляет эмпатию, излучает совершенно природные людям переживания и эмоции — но стоит ему отвернутся, как её лицо резко теряет свою человечность, движения становятся откровенно прагматичными и механическими, и не хочется даже думать о том, какие «мысли» наполняют в этот момент её полупроводниковую голову. Нужно воздать должное игре актёров и постановщикам — эффект временами и правда пробирает.
  • "Чёрное зеркало", эпизод "Be right back". Главная героиня потеряла любимого в аварии, решила заказать робота с его внешностью и памятью... И вкусила все прелести ЗД, разумеется. У копии была почти человеческая кожа, почти корректные мимика и речь, но тем не менее он мерзок. И при этом искренне не понимает, почему его ненавидят.

Мультфильмы и мультсериалы[править]

  • Ранние черно-белые мультфильмы Диснея выглядят жутковато оттого, что относительно привычных нам диснеевских образов персонажи выглядят деформированными.
  • «Халиф-аист»: животные, изуродованные волшебным порошком, имеют человеческие черты, и поэтому выглядят пугающе.
  • «Коралина в стране кошмаров» — колдунья Белдам, она же Другая Мама и её создания.
  • Gravity Falls — Перевёртыш считается одним из самых страшных монстров в данном мультике. Особенно когда он принимает. внешность человека, но при этом у него искажены пропорции тела и черты лица, а также нарушены мимика и выражение эмоций.
    • Его внешний вид — отсылка к вышеупомянутому фильму «Нечто», где как раз был подобный монстр.
  • RWBY — у Пенни очень, так скажем, тревожащая улыбка. Да, она андроид.
    • В одной из серии спецвыпусков «Мир Ремнанта» Кроу именно так объяснят страх и неприязнь людей по отношению к фавнам: «Наших предков можно понять. Когда из леса выходит существо, которое выглядит в точности как ты, и вдруг показывает пару клыков… зрелище действительно не из приятных, скажу вам»
    • Салем, как же без неё. Она могла бы быть очень красива, но белоснежная кожа с красными сосудами, плюс чёрно-красные глаза нравятся не всем.
  • Дети против волшебников. Просто Дети против волшебников

Комиксы[править]

  • Хенк Хоншоу. Особенно в арке «Reign of Supermen», когда он выдавал себя за настоящего Супермена. Это сейчас любой Зеленый Фонарь знает, что от этого апокалиптического маньяка ничего хорошего ждать не следует…

Аниме и манга[править]

  • Shingeki no Kyojin: казалось бы, титаны совсем чуть-чуть отличаются от людей анатомией…
  • Terraformars: Терраформеры с марса антропоморфны и имеют практически человеческое, но непропорциональное лицо(эволюционировавшие тараканы-мутанты же!). В основном из-за этого сериал отнесен к жанру ужасов.
  • Noein: люди изменённые квантовыми манипуляциями (т. н. рыцари дракона) вполне попадают в долину.
  • Death Note: L. В отличие от других персонажей, у L. глаза в манге всегда нарисованы с радужкой в виде черного кружка безо всяких бликов именно для того, чтобы вызвать у зрителя ощущение «зловещей долины»
  • Berserk: Большинство апостолов даже в человеческом облике имеют характерные «нечеловеческие» черты. А уж нео-Гриффит с его человеческой внешностью и Апостольскими глазами…
  • Ghost in the Shell: Мотоко не мигает. Никогда. Бато с объективами вместо глаз тоже проживает где-то поблизости от Зловещей долины.
  • Re Zero: внешность Петельгейзе. Просто внешность Петельгейзе.
    • Да черт с ним, с Петельгейзе. Он все-таки злодей. А вот веселый и милый трикстер Розвааль вышел на редкость криповым, хотя у него просто эльфийские уши и сиреневая кожа.
  • «Капитан Харлок» (3D-полнометражка 2013 года): Миимэ в этой версии — высокая и тощая зеленоватая «эльфийка» с немного большеватой головой, огромными (и вытаращенными, как у сиамской кошки) глазами и почти неподвижным, «кукольным» лицом. Хотя она по своему милая.
  • Kakegurui: Ладно ещё в манге у них нередко были откровенно хентайные, а по требованиям сюжета, жуткие рожи. Но чем думали создатели аниме, когда создавали такое?

Видеоигры[править]

  • G-Man в Half-Life. Слегка исказив человеческие пропорции, Valve сделал агента пугающим. Впрочем, некоторым кажется, что вообще все персонажи первой халфы (как и большинства других 3D-игр конца 90-х-середины 2000-х) где-то там, в долине.
  • Маленькие сестрички в BioShock.
  • Resident Evil: местные вирусные зомби, особенно в первых частях игры.
  • Endless Legend — Культисты Вечного Конца выглядят как зловещего вида куклы с рваными движениями, неуловимо смахивающие на мумии, и непонятно, осталось ли в них хоть что-то живое. По своему жуткому виду превосходят как Некрофагов (Инсектоиды-Некроманты), так и Сломленных Лордов (Пустые доспехи): если те просто убьют, то превратиться при «ассимиляции» неумирая в жуткую куклу — намного страшнее. И даже пытки Магов Ардента в сравнении с этим кажутся не настолько жуткими.
  • Mass Effect 3 мимика СУЗИ ничем не отличается от человеческой и воспринимается нормально. Но в дополнении «Цитадель» СУЗИ попадает под действие «глушилок», после чего её мимика ломается и сваливается прямо в зловещую долину. Джокер реагирует довольно нервно.
  • Alien: Isolation: игра с тропом. Рекламные ролики компании «Сигсон» уверяют, что андроиды конкурирующей фирмы «Вейланд-Ютани» вызывают у клиентов ощущение «зловещей долины», в то время как менее реалистичные андроиды «Сигсона» воспринимаются нормально. На самом деле все наоборот: андроиды «Вейланд-Ютани» неотличимы от людей, а вот сигсоновские андроиды «Working Joe» с их резиновой кожей и диссонирующим спокойствием сваливаются глубоко в долину.
  • Clive Barker's Jericho — Перворожденный. Абсолютно анатомически правильный ребёнок, но с чёрной (не тёмной!) кожей, водянистыми глазами, замедленными движениями. Бонус за неестественно громкий резонирующий голос.
  • Zeno Clash — Папомама: человеческое по цвету и фактуре тело с неестественно длинными конечностями и «ломаной» пластикой движения. Лицо на первый взгляд кажется птичьим, но на самом деле — это такой нос. Некоторые мобы не отстают. Впрочем, тут сабж не столько пугает, сколько подчеркивает общую сюрреалистичную атмосферу игры.
  • World of Warcraft — с учётом проапгрейдженной графики, в расширении «Legion» появились представители — Nightfallen (падшие тёмные ночные эльфы, вашу ж Машу).
  • TES/The_Elder_Scrolls_IV:_Живые_и_мёртвые: — дёрганные и быстрые движения мертвяков.

Музыка[править]

  • Леди Гага совершенно сознательно сделала «зловещую долину» частью своего сценического образа.
  • Как и Мэрилин Мэнсон

Живопись[править]

  • Средневековые изображения младенца Иисуса до Ренессанса выглядят довольно-таки криповато. Дело в том, что, согласно христианским канонам, Иисус родился сразу идеальным и не менял больше свою форму. Получив такое ТЗ, художники слегка удивились и решили пойти на компромисс, нарисовав телу ребенка лицо 40-летнего мужика. Идеальная форма во плоти.

Эстрада и цирк[править]

  • Дуэт иллюзионистов Вик и Бабрини (Vik & Babrini). Один из них играет человека, а другой — франкенштейнообразного робота. При этом номер комический с элементами мультяшной физики.
  • Аналогично и Макл Майклс в номере «Робот-фокусник». Правда, его робот в его исполнении более прикольный и не так пугающ.
  • Нечто похожее можно сказать и про роботессу Ники Терминатор из шоу Руди Коби. Пластмассовость и кукольность с неестествееностью, но при этом не вызывает отторжения.
  • Французский фокусник, под псевдонимом Волшебный Автомат. На французском конкурсе 2014 представил номер. Начало его (примерно треть по времени) — некое стимпанковское-клокпансковое подражание (возможно, что оммаж) вышеупомянотумо Майклсу в образе механической куклы Призрака Оперы. Дальше, после того, как слегка напугал, Автомат уже выступает в привычной «человеческой» манере.
  • Иллюзионист Дени Лари, в номере «Дракула»
  • Аналогично «ужасы» иллюзиониста Рафаэля (не путать с художником, певцом и другим фокусником — Рафаэлем Циталашвили), показанное в одном из выпусков «Ноу Хау Шоу» и демонстрируемое им со сцены в более полном варианте.
  • Отечественная труппа фокусников «Семейка Аддамсов». Заодно и подражание соответствующей франшизе.
  • Девушка в образе куклы в номере с «распиливанием» клоуна Великолепного Павлика (Павла Иванова). см. https://daily.afisha.ru/relationship/3729-klounada-eto-sereznoe-iskusstvo-kak-rabotayut-i-skolko-poluchayut-klouny/

Интернет[править]

  • Ряд персонажей крипи-историй и картинок — например, Убийца Джефф.
  • Слендер именно что похож на нечто вроде человека. Просто простыня-привидение так явно не пугала бы.

Реальная жизнь или не только удачные примеры[править]

  • Кибернетические протезы часто выпускаются с искусственными перчатками под человеческую кожу, но из-за эффекта зловещей долины они производят пугающее впечатление, и потому их не носят, а вот сам кибернетический протез в зловещую долину не попадает и производит дружественное впечатление. Грубо говоря, костлявая железная рука Энакина Скайуокера выглядит лучше, чем обтянутая резиной телесного цвета рука Люка.
  • Рахитичный трансвестит по прозвищу Goddess Bunny, прославившийся в массовке Мэрилина Мэнсона. Грешно смеяться над больным человеком, но этот персонаж сам своего уродства не стесняется…
    • Вообще трансвеститы и транссексуалы из-за невозможности на 100 % поменять присущие полу черты лица время от времени попадают в неё.
  • Именно этим явлением объясняется страх или отвращение по отношению к психически больным и умственно отсталым. Что является подсознательной защитной реакцией — те кто страха не испытывал погибли по своей неострожности, проявив несовместимую с жизнью доброту, и не оставили потомства. Вот такой вот жестокий карантин каменного века основанный на страхе за свою собственную шкуру.
  • И аналогичные чувства при созерцании фото жанра Post Mortem (фотографии мёртвых загримированных под живых).
  • Мелани Гайдос, во многом известная по съемкам в клипе Rammstein «Mein Herz Brennt». Тот случай, когда модель становится знаменитой вопреки стандартам красоты. В жизни очень харизматичная и позитивная девушка.
  • Обезьяны же! Чем человекообразнее, тем более отталкивающее впечатление производят. Горилла по-своему величественна и красива; но уже орангутан скорее смешон, а шимпанзе и вовсе кажется карикатурой на человека как раз из-за своеобразного сходства.
    • Впрочем, это субъективно. Автору правки нравятся шимпанзе и гориллы, самки орангутанов — меньше, а самцы кажутся отталкивающими.
  • Этим же объясняется и коулрофобия (страх человека перед клоунами).
    • Есть, однако, альтернативное мнение о том, что зарождением этой фобии мир обязан экранизации романа Стивена Кинга «Оно», с блистательным Тимом Карри в роли клоуна-монстра Пеннивайза. Он, в свою очередь, списан с маньяка-клоуна Джона Гейси, наводившего ужас на всю Америку.
  • А также расизм, эйблизм и т. д. по списку. Человека значительно проще дегуманизировать, если он выглядит «не совсем так, как мы», поэтому все эти люди могут выглядеть «существами, отличающимися от человека».
  • Уже помянутые перефотошопленные фото. Автор правки наткнулся на афишу, где лицо взрослого (и уже не юного) Евгения Плющенко попытались «загладить» до той же степени, что лицо ребенка рядом с ним. Результат: улыбка одними губами, без естественных мимических морщин, реальные глаза на «пластиковом» лице, опять же без неизбежных в реальности «лучиков»… бррр! И вышло из вполне обаятельного человека чёрт-те что.
  • И, естественно, роботы с полимерными человеческими лицами. Вот полюбуйтесь из относительно нового — роботесса София https://www.youtube.com/watch?v=yPwjUAIGfJw. А еще ее разговоры про порабощение человеков. Или творения К. Исигуро https://www.youtube.com/watch?v=GLduq0ozvB4. Роботессы Эрики он и сам побаивается.
  • Роботы корпорации Boston Dynamics, как двуногие, так и четвероногие. Их движения плавные, но в то же время неестественные, что и производит жутковатое впечатление.
    • Тут, опять же, субъективно. Автор правки и его жена считают их очень милыми (если отвлечься от того, что это военная разработка), и искренне жалеют, когда их в демонстрационных целях толкают или выбивают у них из манипуляторов коробку. Всё-таки они совсем не похожи на живых существ.
  1. ↑ Выход для таких вещей есть, хотя и не всем он по вкусу. Это технология цел-шейдинга, благодаря которой трёхмерные объекты обрастают толстыми или не очень контурами и прочими визуальными особенностями «как в комиксах и манге». Из более-менее известных произведений её используют аниме «Appleseed», игры «Borderlands», «No More Heroes», «The Walking Dead», «LoL» и «Team Fortress 2». Естественно, ни о какой фотореалистичности речь не идёт — это всё слева от долины. Недавно-таки научились создавать смотрибельное 3D-аниме в классической стилистике, которую можно как комбинировать с цел-шейдингом, так и обходиться родными шкурками. Правда, пока так снимают только клипы под песни вокалоидов в рамках проекта «Project DIVA». Например.
  2. ↑ Бонни Ааронс, сыгравшая бродягу, сама по себе криповата из-за этнически верной внешности. А для достижения эффекта в фильме ей на лицо наносили грим из смеси краски, овсянки и мелкого песка 12 часов.
Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге Как сделать верёвочку на пироге

Тоже читают:



Мусульманские темы для вышивки

Вязаные кофты 2016 со схемой

Война и мир в схемах и таблицах

Спасибо за поздравление смс-стих

Вышивка часов схема монохром